Рождение и имя Святого
Здравствуйте, друзья!

Мы с вами находимся на пороге большой истории. Истории об одном из самых почитаемых Святых в русском Православии – Николае Чудотворце. Житие Святого, традиции, сложившиеся в народе и неразрывно связанные с ним, удивительные совпадения (или несовпадения?) исторических событий в годы его жизни и после смерти – все это мы узнаем из серии коротких публикаций о Николае Угоднике, Николе Мир Ликийском, Святом Николае. Нас ждет увлекательное путешествие по страницам древних книг и преданий в давние времена, овеянные пылью эпох, мировых потрясений, великих сражений, смены империй, угасания великих держав и рождения новых. Пройдя путем православного Святого и посмотрев его глазами на мир, мы сможем найти ответы на многие вопросы, которые, казалось бы, никак не связаны с его личностью и жизнью. И в этом вы очень скоро убедитесь.

Ну, а начнем мы, традиционно, с рождения и имени Святого.

Образ Святого Николая настолько «впаялся» в русское Православие, что многие считают его «нашим», т.е. своим, русским человеком. Конечно, это не так. Николай, уроженец города Патар, был по национальности настоящим греком. Греками были и его родители. И говорит за это, в первую очередь, его образ, который мы видим на иконах. Ученые доказали, что изображение лица Святого Николая на большинстве икон практически идентично портрету, выполненному по бронзовой модели слепка черепа профессором Луиджи Мартино.

Родители назвали сына Николаем. Знаете, говорят, что имя откладывает свой отпечаток на жизнь человека. В случае с Николаем Чудотворцем это утверждение более чем актуально, ведь житие и характер Святого полностью соответствуют двум греческим словам, из которых состоит имя Николас: Ника – победа, Лаос – народ. В этом имени, как и в характере Николая Чудотворца, непостижимым образом переплелись суровость и нежность, жесткость и доброта.

Никто так точно не охарактеризовал имя Николай, как известный религиозный философ и богослов Павел Флоренский: «Он, может быть, более всех прочих ценит в человеке его человеческое достоинство, держит его в себе самом, боясь выпустить его из рук, и требует его от других…».

Как я уже писал ранее, родился Святой Николай в городе Патаре, в древней Ликии, стране, которую сейчас не найдешь на карте. Ликия находилась на территории нынешних турецких провинций Анталии и Муглы – ныне излюбленных мест отдыха российских туристов. Страну эту отличало то, что в мире зовется самобытностью: независимость от всех, собственная экономика и собственный язык. Многие ошибочно считают Ликию частью Греции. Однако, доподлинно известно, что ликийский язык произошел от финикийского, но никак не от греческого, хотя, конечно, античный период оставил свой след в жизни этой гордой страны: она была завоевана сначала персами, потом греками, римлянами, и, наконец, турками.

Родился будущий Святой в очень зажиточной семье приблизительно в 260 году н.э. История не донесла до нас точной даты рождения Святого, и даже самые первые исторические рукописи «Деяния о стратилатах» (военачальниках) не содержат точных сведений о его рождении.

Тем не менее, православный мир отмечет Рождество Николая Чудотворца ежегодно (29 июля) 11 августа. Вообще, это исключительное в Православии событие, которое связано, в первую очередь, именно с народной любовью к Святому Николаю. Ведь церковными канонами установлены в качестве памятных дат, в основном, даты успения (смерти) Святых. Связано это с тем, что в православном мире переход из мира живых в мир духовный считается более значимым, нежели рождение человека. В Православии принято отмечать Рождество трех Святых: Иоанна Крестителя, Богородицы и Иисуса Христа. В русском Православии Рождество Святого Николая стало четвертым в этой череде праздников. Но был в жизни нашей страны и период, когда его отменили. Состоялось это в годы царствования Екатерины Второй, и только лишь спустя 200 лет, в 2004 году, с помощью Патриарха Всея Руси Алексия Второго, этот праздник был возрожден.
Жизнь Святого Николая
Шли годы. Мальчик Николас рос. Благодаря обеспеченным родителям, он получил хорошее образование, но богатство, как таковое, его особо не интересовало. Зато интересовала работа его родного дяди, которого также звали Николаем. Он служил священником в одном из первых христианских Храмов города. Хочу отметить, что христианство к этому времени достаточно уверенно стояло на ногах в Ликийской местности. И, несмотря на то, что город когда-то был оплотом греческого многобожия (здесь располагалось одно из известнейших святилищ Аполлона с оракулом), христианская церковь прочно пустила здесь корни. Произошло это во многом благодаря тому, что Патар являлся крупным морским портом, а близость устья реки Ксанф обеспечивала проход в густонаселенную местность. Этим проходом в свое время воспользовались Апостол Павел и евангелист Лука в своей миссионерской деятельности, посеяв первые ростки христианства на ликийской земле.

В истории имеются некоторые разночтения в отроческой жизни Святителя. Связано это с тем, что в древних источниках 4-6 веков, описывающих первые случаи из жизни Святого, вероятно, смешаны похожие судьбы похожих Николаев, оба из которых стали Чудотворцами. Речь идет о Николае Пинарском (Сионском), жившем почти на 200 лет позднее. Поэтому, знание об именах родителей Николая – Феофане и Ноне, многие ученые-богословы подвергают сомнению. Те писцы, которые многократно переписывали текст в последующие за 6 веком годы, случайно объединили два этих совершенно разных образа. Так и получил Святой Николай Чудотворец «не своих» родителей и часть биографии, которая, на самом деле, ему не принадлежала. Интересно, что причиной начала разбирательств по этому вопросу послужила информация о том, что Николай побывал на Святой Земле и посетил Храм Воскресения Господня. Однако, храм этот, основанный царицей Еленой, во времена Николая Мирликийского еще не существовал.

Многие ученые проводили работу над тем, чтобы разделить две разные жизни двух разных Святых, и, наконец-то добились своего. История жизни Николая Чудотворца, которую рассказываю вам я, является последним вариантом издания нового текста жития Святителя, сведенного в единое целое по результатам агеографического исследования А.В. Бугаевского стараниями архимандрита Владимира Зорина по Благословению Патриарха Алексия Второго.

Ну, а я продолжаю. Заметив интерес мальчика к священнической деятельности, его дядя, Николай Патарский, служивший священником в городском Храме, сделал его чтецом, а вскоре и священником.

Настоятель так доверял своему племяннику, что, уезжая надолго из города в паломнические поездки, без всяких колебаний и сомнений оставлял храм на попечение отрока.

Переходный период в жизни Святого Николая наступил на рубеже 3 и 4 веков. Время это отмечено в истории чередой многих важных событий, главным из которых было создание в 301 году первого в мире христианского государства - Великой Армении.

Первая половина 4 века была для христиан тяжелой и трагичной. Она началась кровью многих невинных людей, попавших под Диоклетианское преследование (ведь христиане не признавали божественность императора; с этого все и началось). Последующее отречение Диоклетиана, воцарение Константина Первого в статусе Августа, разрешившего исповедовать христианство принятым им Эдиктом о веротерпимости, перенос столицы из Рима в Константинополь (кстати, ранее будущая столица представляла собой совсем непримечательную деревушку с названием Византи), открыли для христианских священников новые горизонты в миссионерской деятельности .

Вот в такое нелегкое время довелось Святому Николаю быть избранным епископом города Мира. Этот город, названный так в честь знаменитого растения, послужившего впоследствии основой целой династии парфюмерно-косметических средств, также находился на территории Ликии и играл важную политическую роль в административно-управленческой государственной системе. Побывал он и столицей государства, имел разрешение на чеканку собственных монет. Но, конечно же, главным сокровищем города была его духовность, связанная, опять же, с посещением его апостолом Павлом перед поездкой в Рим.

Николай, епископ города Мира, что в древней Ликии, или епископ Мир Ликийский, провел в этом сане все последние 30 лет своей жизни. Своим служением он добился многих преференций для города и населения, за что заслужил почет, уважение и любовь людей.

Здесь мне хотелось бы остановиться на двух малоизвестных фактах из епископского периода Николая Чудотворца, которые были вычеркнуты позднее из его биографии и в дальнейшем не упоминались в его житии; и сейчас вы поймете, почему.

Первый из них известен, как «Деяние о подати». И в нем содержится одно из необъяснимых событий, сопровождавших действия Святителя.

Ликия, как и все завоеванные страны, платила большие подати в бюджет Империи. Город Мира не был исключением. Подати были настолько высоки, что люди начали умирать от голода. Тогда и обратились они за защитой и помощью к Святителю Николаю. Епископ совершил вполне мирской поступок – он поехал на прием к императору Константину и убедил его уменьшить городскую дань… в 100 раз!!! Грамоту с новым Указом скрепили печатью и выдали на руки священнику. Однако, Николай знал, что император очень изменчив, и советники могут переубедить его. Приказ нужно было придать огласке как можно скорее. А дальше … случилось чудо. Святитель обратился с молитвой к Богу, и неведомым образом, грамота с императорским указом оказалась в руках глашатая города Мира в тот же день, хотя от Константинополя до Ликии было 6 дней пути.

Предчувствия не подвели Николая – император на следующий день решил отменить Указ. Когда Чудотворец объявил ему, что документ уже предан огласке, Константин не поверил и послал в Миру самого быстрого гонца. Каково же было изумление императора, когда гонец вернулся и подтвердил слова Святого Николая!

Предание повествует нам о том, что Константин лично попросил прощения у Святого и одарил его щедрыми подарками…

А исключили это деяние из жития Святого Николая для того, чтобы не послужил его поступок примером другим епископам в уменьшении податей с их городов.

Второе деяние Святого, совершенное в более поздний период его Жития, известное нам, как «Деяние о хлебовозах», также было невыгодным для действующей власти, потому что епископ увел из под носа у императора 5 кораблей, следовавших с грузом зерна в Константинополь, убедив капитанов разгрузить их в Мире, и раздав, впоследствии, зерно людям.

Последние годы земной жизни Святителя были отмечены еще одним важным событием. Начало 4 века ознаменовало появление в мире арианства. Арий усомнился в божественной природе Христа и изменил Учение, проповедуя о том, что Иисус был лишь высшим творением, но никак не Богом-Сыном и Творцом.

Для искоренения ереси и наказания отступника императором Константином в 325 году н.э. был созван первый Вселенский Собор, который получил название «Никейский» (по названию города, где он проходил). Собор осудил арианство, утвердил догмат о Единосущии Сына Отцу и его предвечном Рождении, составил и утвердил Никейский символ веры, установил пасхальный календарь.

Источники доносят до нас сведения о том, что, присутствовавший на Соборе Святитель Николай был настолько возмущен ересью Ария, что надавал ему пощечин. За этот нехристианский поступок он был лишен архиерейского сана и заключен в тюрьму, однако, ненадолго. Отцы Собора, чудесным образом убедившись в его правоте, освободили Николая из заключения, вернули ему церковный сан и прославили его в миру, как Угодника Божьего. Поэтому и знаем мы Святого Николая по одному из его прозваний, как Николая Угодника.

Святитель Николай прожил долгую жизнь и умер в возрасте 80 лет. Первым местом его захоронения стал город его служения – Мира. В ознаменование этого события была учреждена памятная дата, которую православный мир отмечает (6)19 декабря, и которую мы знаем, как Никола Зимний….
Ну а кто же такой Никола Вешний?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я верну вас прошлое. Не такое далекое прошлое, как ранее, а всего на 1000 лет назад, в 11 век.

Так в истории получается, что время, которое каким-то образом связано со Святым Николаем, настолько наполнено событиями мирового масштаба, что волей-неволей начинаешь сопоставлять это с его духовными деяниями, служившими людям не только при жизни, но и после смерти Святого. Собственно, и называть-то Николая Чудотворцем стали после его смерти, так как посмертные события его жизни (простите за само себе противоречащее выражение, но иначе выразить не получается) были многочисленны и, действительно, обладали той божественной силой, которой Православие наделяет своих священников.

Итак, 11 век. Давайте на минуту представим себе это время. На карте Европы появляются новые государства – Польша и Венгрия. Арабский халифат на юге нынешней Европы трещит по швам и распадается на эмираты. Норманны завоевывают Южную Италию и Англию. Кастилия и Арагон становятся самостоятельными королевствами. Разграблен Рим, дворцовый переворот в Византии. Дания становится христианским королевством.

Но главным событием 11 века являлись даже не эти мировые потрясения и нескончаемые войны. Этот век стал веком раскольническим, увековечив себя в истории Великим Расколом 1054 года, в результате которого Христианство распалось на две религии – католичество и православие.

Не знаю, случайное ли стечение обстоятельств, политика ли Церкви и государства или иные Силы послужили началом дальнейшим событиям. Но факт есть факт. В 1098 году в крупном итальянском портовом городе Бари Папой Урбаном Вторым был созван Собор, целью которого было если не объединение, то хотя бы примирение «расколотых» христиан. А накануне, в 1087 году в Бари прибыли из Ликии мощи Николая Чудотворца. Не исключено, что вызволение мощей из Миры и перевозка их в Бари являлись частью общего плана по примирению Церквей. Но история умалчивает об этом, скупо предлагая нам стандартную версию. Согласно традиционной истории, мощи Святого Николая были вызволены барийскими купцами и перевезены в безопасный в то время Бари по причине того, что Ликийская земля стала постоянно подвергаться набегам турок-сельджуков, и христиане боялись, что турки разрушат и надругаются над захоронением Святого Николая.

Поэтому, в мае 1087 года купцы-баряне, везущие на продажу зерно, высадились в Мире и обнаружили город практически пустым. Население спасалось от турок бегством в горы, а гробницу Святого Николая охраняли лишь несколько старых монахов, которые, однако, не горели желанием взять и отдать мощи Святого заезжим итальянцам.

Есть информация, что купцы не добились от монахов точного места захоронения Николая, и только лишь «допрос с пристрастием» вынудил одного из них открыть тайну, и он показал его захоронение, которое находилось не в нише с гробницей, как все думали, а в одном из приделов церкви под полом.

Разбив надгробную плиту, баряне не поверили своим глазам. Их окружило благоухание Миры, и это было настоящим чудом.

Пока купцы искали мощи Святого Николая, весть долетела до жителей и они бросились на помощь своим монахам. Но было уже поздно. Правда, в спешке, баряне оставили часть мощей Святого, не успев погрузить их на корабль, а также икону Святителя Николая, прихваченную из Храма. Оставив жителям города и монахам значительную сумму денег в качестве «откупного», корабли покинули порт и 9 мая 1087 года встали на городскую пристань порта Бари, где мощи были торжественно перенесены на первый этаж еще недостроенной Базилики (кстати, в Бари с 1915 года действует православная церковь, построенная по проекту архитектора Щусева! Да, да, да, того самого Щусева, который спроектировал все 3 версии мавзолея Ленина).

Это событие увековечено в церковной истории и отмечается во всех христианских странах большим праздником ежегодно, весной, 9 мая по новому стилю. Потому и получил на Руси этот праздник название Никола Вешний.

Ну а что же стало с невывезенными остатками мощей Святого Николая? Они также подверглись перемещению. И причиной тому послужил Первый Крестовый поход – еще одно великое событие 11 века (как известно, он увенчался взятием крестоносцами Иерусалима, разграблением города, многочисленными убийствами арабов и евреев, и созданием Иерусалимского королевства, просуществовавшего всего 192 года).

Проходившие через город венецианцы забрали остатки мощей, присоединили к ним еще пару чьих-то останков и торжественно захоронили в Венеции.

Венеция и Бари долго спорили, впоследствии, о том, кто же является истинным обладателем мощей Святого. И только в 1992 году профессор Луиджи Мартино, вскрывавший гробницу в Бари в 1957 году, точно установил, что и в Венеции и в Бари находятся мощи Святого Николая, только в Венеции – совсем маленькая их часть. Скорее всего, в «разбазаривании «венецианских мощей» сыграло свою роль и еще одно обстоятельство. Католики любили «раздавать» мощи святых во время крестовых походов. Поэтому, не исключено, что часть венецианских мощей были подарены рыцарям тех времен.

В заключение хочу сказать о том, что захоронения, которые показывают туристам турки в городе Мира – исключительно рекламный ход и не имеют к Святому Николаю никакого отношения.

Ну вот, друзья, теперь мы с вами знаем, почему Святой Никола – Вешний, Зимний, Угодник и Чудотворец.
История образа Николая Можайского
Ну, а теперь настало время обратиться к истории образа Николая Можайского и его неординарному внешнему исполнению, являющемуся, наравне с Параскевой Пятницей, памятником русского православного искусства, уходящего корнями в христианское прошлое.

Те, кто бывает в православных храмах в качестве гостей, редко заостряют внимание на том, что в них практически отсутствуют скульптурные изображения Святых. Да что говорить, и верующие люди редко интересуются тем, почему в православии отказались от объемных скульптурных изображений, барельефов и горельефов.

А между тем, Православие изначально не запрещало и не отвергало подобных образов. Да и в решениях 4-го Никейского Собора об этих запретах нет никакой информации.

Непримиримая борьба с объемными изображениями Святых началась в Синодальный период Русской Православной церкви (в то время, когда Петром Первым был устранен институт Патриаршества, а Церковь фактически возглавлял не священнослужитель, а чиновник со знаковым государственным чином «обер-прокурор»). В числе первых постановлений Священный Синод принял закон о запрете резных и каменных изваяний.

Существует несколько версий того, почему на протяжении двухсот лет шла такая непримиримая борьба между Синодом и поместными церквями. Может быть, это были отголоски конфликта между римско-католической и протестантской Церквями, а может быть, следы ведут еще дальше, к тому самому Золотому Тельцу, которого, забыв о Боге, изваял себе еврейский народ. Существует и языческая версия, согласно которой изваяния Святых напоминали о древних славянских богах. Исторических причин может быть множество, но факт есть факт: в период синодального правления в Российской империи скульптурных изображений Святых практически не осталось.

Исключение составляет образ Николая Можайского, пришедший к нам из далекого, древнего народного православия, делавшего первые шаги по русской земле. Русь не сразу стала православной страной. Период, когда эта религия прочно укоренилась на нашей земле, составлял никак не менее 300 лет. Именно поэтому, в русском фольклоре, в народном православии, вобравшем в себя остатки язычества и новой веры, можно встретить самые фантастические и непредсказуемые образы. И это вполне объяснимо, ведь даже священнослужители того времени не всегда могли проповедовать в соответствии с принятыми догматами православия. Мне недавно попалась статья из Миссионерского обозрения, изданная в 1902 году, в которой говорилось о тех временах: «…русский народ ничего не понимает в своей религии… он смешивает Бога со Святителем Николаем и последнему даже готов отдать преимущество. Доктрины христианства ему совершенно неизвестны…».

Подобные вести, которые доносит до нас история, показывают, что, наряду с хаосом, который творился на тот момент в людских головах, образ Николая Чудотворца прочно прижился в русской религиозной мысли и занял одно из главенствующих мест. И этому были свои причины.

Наряду с чудесами, о которых я рассказывал вам ранее, образ Святого Николая не раз помогал русичам защищать от врагов целые города. В память об одном таком историческом событии и сформировался образ Николая Можайского, который на протяжении многих лет служил символом города (ныне он находится в Третьяковской галерее).

Рука народного скульптора в XV веке изобразила Святого в полный рост, держащим в правой руке меч, а в левой – модель города. И связано это вот с каким историческим сюжетом.

Как повествует нам древнее предание, во время одной из осад города, жители увидели в небе образ Николая Чудотворца с мечом в руке. Увидели его и враги. Устрашенные грозным видом Святого, враги отступили от городских стен и в панике бежали, а жители города запечатлели это событие в образе скульптурной композиции, не раз сохранявшей и спасавшей городские стены.

В дальнейшем образ Николая Можайского распространился на восток страны вместе с казаками Ермака Тимофеевича при завоевании им Сибири. Он находился в числе икон, сопровождавших атамана в его походе.

Нерадостно встречали на земле сибирской казаков атамана и братьев Строгановых. Земля была наполнена татарами - крепкими и быстрыми воинами, закаленными природой и постоянными сражениями. На своем пути Ермак постоянно сталкивался с войсками хана Кучума. Явление Святого Николая накануне главной битвы за столицу принесло казаку победу. Говорят, что о грядущей смерти в водах Иртыша православный Святой также предупреждал атамана, однако, не внемля его наказу, Ермак позволил заманить себя в ловушку. А память о событиях тех лет хранит икона святителя Николая, находящаяся ныне в храме города Березово.
История образа Николы раненого
Среди записанных в старину чудесных явлений и событий, связанных с образом Николая Чудотворца, есть множество интересных историй, и практически каждая из них послужила рождению очередной именной иконы (именной не в имени, а в событии, сопровождавшем ее появление). Но были иконы, истории существования которых дали начало явлению на свет новых икон все с тем же образом Святого Николая, но несколько другим сюжетом.

Так произошло с надвратной иконой Николая Чудотворца, которая и поныне находится над въездными воротами в Никольскую башню московского Кремля (кстати, Никольской она названа по имени Никольской улицы, по которой когда-то бегали через ныне несуществующий Алевизов ров всевозможные клерки. Вход в Кремль через Никольскую башню считался входом для чиновников. А сама улица получила свое название от располагавшейся на ней Николо-греческой академии, где учился когда-то М.В. Ломоносов).

Первое чудо надвратной иконы связано с периодом наполеоновского вторжения. Захватив Москву, Бонапарт вольготно расположился в Кремле, надругавшись над православными святынями и расположив на территории кремлевских соборов конюшни да кухни.

Недолгим было его присутствие в Москве. Никто не скажет и поныне, что послужило причиной большого московского пожара, сгубившего в огне более 6000 построек (или 70% всей Москвы). То ли действительно дал на поджог команду губернатор Москвы Растопчин, то ли пьяные наполеоновские солдаты, получившие город на трехдневное разграбление, неосторожно обращались с огнем. А может и сам французский завоеватель дал тайный приказ сжечь Москву. Теперь мы этого не знаем. Но точно знаем, что Наполеон хотел взорвать Кремль. И это у него почти получилось. Однако, неожиданно пошедший на третьи сутки великого пожара дождь, затушил огонь, а, заодно, намочил запалы на заложенных в кремлевских башнях зарядах. Большинство зарядов не сработало, но некоторые из них все же взорвались, уничтожив несколько башен Кремля, одной из которых была Никольская. По ее нынешнему внешнему виду заметно, что отстроена она совсем в другом архитектурном стиле, нежели остальные башни. Каким-то чудом часть башни с надвратной иконой Николая Угодника не пострадала при взрыве, вызвав несказанное удивление въехавшего в разгромленную Москву императора Александра Первого. Он был настолько поражен этим событием, что сделал запись в своем дневнике: «…В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия была вся разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею, остались невредимыми. Кто Бог Великий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих». Эти слова императора, впоследствии, были увековечены в мраморе. Памятная табличка разместилась в ногах надвратной иконы Никольской башни.

Но на этом история этой иконы не закончилась….

Спустя чуть более 100 лет, сразу после Октябрьского переворота, иконы Кремля были завешены красными флагами со звездами. Собравшийся на площади у надвратной иконы 6 декабря народ по случаю праздника Николы Зимнего пел «Спаси Господи…».

Прибывшие новоявленные безбожники открыли огонь по образу Святого, отстрелив ему левую руку, в которой Чудотворец держал Храм. Вторая рука Святого чудом уцелела.

Икону снова затянули красной тканью с лозунгом: «Смерть Вере- опиуму народа». Однако, на следующий день народ вновь собрался у Никольской башни Кремля на молебен, в конце которого красное полотнище неожиданно рухнуло под порывами ветра, обнажив израненный образ надвратной иконы Святителя.

В память об этом событии появилась серия икон Николая Чудотворца с отстреленной левой рукой. Она получила название «Никола раненый».
Легенда о Николе и Касьяне
Анализируя народные предания, донесшие до нас чудеса, явленные образом Святого Николая, часто сталкиваешься с тем, что героями этих сюжетов выступают не только живые люди, но и сами Святые, действующие как в окружении людей, так и друг с другом.

Живой пример тому – русская легенда о Святых Николе и Касьяне. С Николой мы знакомы уже достаточно хорошо, а вот на личности Касьяна стоит ненадолго остановиться. Личность его крайне интересна. Если Святой Никола для русских христиан являлся помощником и спасителем, то Кассиана Римлянина (именно так звучало его настоящее имя) русское православие наградило демоническими чертами внешности и дурным характером. Поэтому, даже несмотря на то, что он был посвящен в дьяконы самим Иоанном Златоустом и основал в Марселе два монастыря, народ относился к его образу весьма настороженно. Вероятно, это также связано с тем, что официальный день чествования Святого Кассиана приходится на 29 февраля. Поэтому, в невисокосные годы Церковь отмечает праздник Святого 28 февраля. Этот казус и стал основой народного предания о Николе и Касьяне.

По легенде, они путешествовали по русской земле и встретили крестьянина, телега которого намертво застряла в дорожной грязи. Крестьянин обратился к ним за помощью, однако, Касьян отказался помочь вытащить телегу, боясь испачкать свои белоснежные одежды. А вот Никола – помощник и заступник, без колебаний взялся помочь крестьянину. Вдвоем они быстро вытащили телегу из грязи, тогда как Касьян в это время в одиночестве грелся на солнце.

Вскоре оба Святых ушли в мир иной и предстали перед судом Божьим. Узнав, почему у Николы такая грязная одежда, а у Касьяна – чистая, Господь вынес свой «приговор», наградив Николу двумя днями чествования в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяна – одним днем в 4 года (29 февраля).

Конечно, эта история – всего лишь народная легенда. Никак не могли встретиться вместе Никола и Касьян, ведь Касьян родился через 15 лет после смерти Святителя Николая. Но эта легенда, это народное предание, наглядно отражают, какой любовью пользовался в народе образ Николая Чудотворца – народного заступника, помощника и спасителя.
Никола или Николай?
Но прежде чем вернуться в седую раннехристианскую Киевскую Русь, мне хотелось бы прояснить один интересный вопрос, который стал камнем преткновения в раскольнические времена русского православия.

Итак: Никола или Николай? Или все равно, как?

На самом деле, все не так просто. Древлеправославные христиане почитали Святителя исключительно, как Николу, и не допускали ни в речи, ни в мыслях иного произношения имени. А причина тому была, и, как считали старообрядцы, достаточно серьезная.

Все дело в том, что в Откровении Иоанна Богослова (2:6,15) Господь дважды упоминает николаитов – последователей ереси некоего Николая: «…Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу…Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и я ненавижу…»

В Деяниях Святых Апостолов (6:5) имя Николай упоминается в числе семи, избранных из 70-ти апостолов «пещись о столах», в то время, как «..мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

Николай, пришелец антиохийский, согласно Святому Преданию, отпал от православной веры и создал свою секту.

Вот потому и отказывались древлеправославные христиане упоминать имя Николай, используя традиционный русский раннехристианский вариант Николы. После проведения церковных реформ, ориентированных, главным образом, на унификацию религии в сторону западного христианства, в России, начиная с конца XVII века, Святой Никола стал называться Николаем Чудотворцем.

А теперь пришло время рассказать вам две истории из самого раннего периода культа Святого, упомянутые мной выше.
Образ Николая Чудотворца в Святой Земле
Есть в «стольном граде» Иерусалиме местечко, которое носит название «Русский квартал». Своим рождением он обязан архимандриту Антонину (в миру Андрею Ивановичу) Капустину.

В середине XIX века, благодаря его активной деятельности, Русская духовная миссия выкупила значительные по площади земельные участки в некоторых районах города, главными из которых стали территория Русского квартала и несколько наделов на Елеонской горе. Деньги на покупку земель давала императорская семья, а вот на строительство культовых сооружений собирали всем миром.

Так появился на свет красивейший десятиглавый Свято-Троицкий собор, который расположился в самом центре квартала на площади, которая, стараниями бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова получила название Московской. Его золоченые наравне с куполами монастыря Марии Магдалины на Елеонской горе и куполами Горненского монастыря, освещают путь в Старый Иерусалим православным паломникам, а голоса знаменитых колоколов работы семейства Самгиных разносят свои переливы от Храма Гроба Господня и до самых отдаленных районов города.

У собора очень интересная и непростая история. Выстроенный по проекту архитектора Мартина Эппингера (которому, кстати, обязаны своим появлением практически все строения русской Православной церкви в Иерусалиме) за какие-то 3 года, он еще долгие годы не мог открыть свои двери прихожанам. Турки-османы, правившие в тот момент на Святой Земле, никак не давали разрешение освятить собор. Но, в итоге, через 9 долгих лет, стараниями Антонина Капустина, сумевшего договориться с правителем Сэлимом-эфенди, храм был освящен и торжественно открыт. Правда, колоколов на его двух красавицах-колокольнях пока не было; они приехали гораздо позже, еще через 2 месяца.

Внутреннее убранство собора поражает своим богатством. Особенно это чувствуется на фоне скромного оформления интерьера греческих православных храмов и францисканских церквей.

На правом клиросе, во втором ряду, рядом с иконой «Достойно есть» расположилась икона Святого Николая Угодника. Простому человеку она показалась бы невзрачной, ничем не примечательной. По технике исполнения икона являет собой образчик простой иконописи по доске, написанной обычным художником. Краска на иконе местами вспучилась, сама икона потемнела, скрыв некоторые детали. Но, тем не менее, её не отдают в реставрацию, сохраняя в том виде, в котором она появилась в храме с группой паломников более 100 лет назад, ознаменовав своим появлением еще одно чудесное событие, связанное с образом Святителя.

А произошло все в далеком 1910 году, когда группа паломников в немалом составе (более 500 человек) погрузилась в порту Одессы на пароход «Корнилов» и отплыла в далекое двухнедельное путешествие к Святой Земле.

В пути судно накрыл страшный шторм, грозящий полностью его разрушить. И тут кто-то из путников вспомнил, что видел в руках у одного из паломников большую икону Николая Чудотворца. Икону немедленно нашли. Священники вместе с паломниками совершили молебен, прочитали акафист Святителю. И, о, чудо! Море вскоре успокоилось, вновь подтвердив собой статус Николая Чудотворца, как «скорого в бедах заступника» и покровителя странствующих.

17 марта пароход прибыл в порт Яффо. Благодарные паломники на протяжении более 50 километров несли икону на руках, сменяя друг друга. Придя в Свято-Троицкий собор, они поведали настоятелю о свершившемся чуде и решили увековечить его, оставив икону в Храме.

Так и висит чудотворная икона и поныне по правую руку от Царских врат. А в память о свершившемся чуде на обратной стороне иконы белой краской написаны следующие слова:

«Сия икона сооружена в честь и память избавления от потопления 500 человек на море от шторма паломников Святого града Иерусалима на пароходе «Корнилов», вышедшего из Одессы 27 февраля, а прибывшего в Яффу 17 марта 1910 года».

Конечно, это не единственное место Святой Земли, славящееся чудотворным образом Николая Угодника. Наверняка, нога Святителя не раз ступала на иерусалимскую землю. И всё же, некоторые историки сомневаются в этом, ссылаясь на то, что Святой не мог посещать Храм Гроба Господня, так как жил во времена, когда его еще не построили. Но ведь он мог и не посещать храм, а просто приехать с паломнической миссией на Святую Землю.

И в доказательство тому есть Память, которую трепетно хранит монастырь Святого Николая в Бейт-Джале, размещенный над пещерой, в которой, по преданию, жил Святитель во время своей паломнической миссии.
Образ Святителя Николая в русском фольклоре
Ну, а теперь я снова вернусь те далекие времена, когда образ Святого Николая начал свое путешествие по Руси, только освободившейся от языческих богов.

Естественно, что в X-XI веках (а, на самом деле, и гораздо позднее), русский народ, все еще частично пребывающий в язычестве, не мог так просто расстаться с многовековыми традициями. Поэтому-то и путали часто Николу с самим Господом Богом, и изображали его на Деисусе (трехфигурной иконографической композиции) вместо Иоанна Крестителя.

Русский фольклор сохранил некоторые из текстов, посвященных древнему Николе:

«…Ты не дай же Бог-Никола, да на тихом Дону,

Середь лета о Петрова дни да пересохнути,

Ты не дай же Бог-Никола

Во Крещенские морозы замерзнути….»

Народная молва прозвала Николу и «морской Бог», и «бурлацкий Бог». Пришлось ему побывать и «смердовичем» и «мужицким заступником». Постепенно образ Святого Николы настолько слился с фольклорными традициями, что моряки, пастухи, охотники, пчеловоды и даже воры сделали его своим покровителем.

Святитель охранял стада скота, берег от бури корабли, защищал от всякого зла, лечил все болезни, способствовал урожаю, покровительствовал путешественникам. Ему пришлось даже стать проводником в мир небесный душ умерших.

Были в ранней православной истории Руси и Николины Святки, а на Николу Вешнего в церкви, как на Пасху, несли святить крашеные в красный, желтый и зеленый цвет яйца.

Но, безусловно, главным в раннеправославном русском мире было сравнение Николы с языческим богом Волосом, выполнявшим до этого многие из тех обережных функций, которые впоследствии народ «назначил» православному святому.

Нужно сказать, что Церковь, особенно в первое время, снисходительно относилась к народному невежеству. Священники понимали, что просто так выжить из людей многовековые традиции невозможно, поэтому допускали принимать в церковные обряды остатки языческих традиций, способствуя, тем самым, формированию в народе гибридной картины «народного православия».

Более того, ряд церквей, посвященных Николаю Чудотворцу, возводились на местах языческих капищ, где ранее древние русичи приносили жертвы богу Волосу. Примером тому служит Волосов Николин монастырь, построенный на месте капища бога Волоса во Владимирской области.

Предание гласит, что церковь Святого Николы, а за ней и монастырь, появились на этом месте в XVI веке благодаря тому, что странствующим монахом на одном из деревьев была обретена подвешенная за волосы икона Николая Чудотворца. Кстати, история этого монастыря очень интересна. Многие исследователи-религиоведы, теологи и деятели русской Церкви считали, что Волосов монастырь располагался на Новгородской земле, однако, последние исследования помогли установить, что именно этот монастырь является той самой обителью, о которой в минее, хранящейся в Государственном историческом музее в Москве сделана уникальная запись, позволяющая с точностью до дня установить даты его строительства, и, самое главное, людей, реализовывавших этот проект: Саломонии Сабуровой, выступившей в благотворительной роли, и итальянского архитектора Степана Фрязина с группой русских зодчих.

Интересно, что восточные славяне, проживающие на киевской земле, несмотря на то, что приняли православную веру гораздо ранее северных, считали Николая Чудотворца исключительно «породы московской». Это еще раз подтверждает, что духовная связь, которой наделили Николу и Волоса северные славяне, родилась на землях Русского Севера.

Ну, а поскольку, бог Волос являлся по языческой традиции богом всей Руси (тогда, как Перун был богом княжеской дружины), то и традиция чествовать Николая Чудотворца, как «самого главного русского Бога», долго сохранялась в народной среде, славя имя и деяния Святого и распространяя его образ в самые далекие уголки русского государства, а оттуда –по всему миру, до самой Святой Земли.
Образ Святого Николая в арабском мире
Городок Бейт-Джала, упоминаемый в Библии под названием Гило, носил также и греческое имя Никополис (интересное совпадение, правда? И город Никополис и имя Николай произошли от общего греческого корня Ника, что в переводе означает «победа»). Город старинный, ветхозаветный, помнящий события времен Христа и Богородицы, расположенный в самом центре событий – между Старым Иерусалимом и Вифлеемом. На самом деле, вся эта земля являлась частью Большого Иерусалима, однако, после образования государства Израиль, многочисленных войн евреев и арабов за владение исторической родиной, западный берег реки Иордан отошел к так называемой Палестинской национальной администрации. Евреи же называют их просто: территории А. Путь в те края еврею закрыт наглухо и даже не потому, что для них есть существует угроза попасть в неприятности. Просто законодательство Израиля гарантирует еврею, пересекшему границу территорий А уголовное преследование с немалым тюремным сроком.

А вот христиан здесь привечают. Ездят сюда и католики, и протестанты, и православные христиане. Ну как не поехать? Ведь округ Вифлеем – основной центр христианской религии: здесь родился Спаситель, здесь высадила свой оливковый сад Богородица. Вифлеем крайне важен и для евреев: здесь похоронена праматерь Рахель, здесь все связано с царем Давидом, а в самом Бейт-Джале похоронен его отец – Ессей.

Христианство в этих местах оказало значительное влияние на арабскую культуру и картину мира. В округе значительное количество христиан-арабов, а в городке Бейт-Джала проживает самое большое количество исключительно православных христиан. Их здесь более 13000, что составляет 86 процентов всего его населения!

Жители Бейт-Джалы крайне сожалеют о том, что чудо рождения Иисуса произошло не у них, а в Вифлееме. Согласно Преданию, когда Богородица шла в Вифлеем через Бейт-Джалу, жители последнего предложили ей хороший кров, еду и ночлег. Однако, она пошла дальше, следуя указаниям Пророчества. Поэтому бейт-джальцы крайне сетуют о том, что, вместо комфортабельного ночлега вифлеемцы разместили ее в каком-то хлеву. Но это, конечно, народное Предание.

Безусловно, установлением главного критерия религиозной ориентированности, арабское население Бейт-Джалы обязано образу Святого Николая и одноименному монастырю. Всё дело в том, что с момента предполагаемого местонахождения Святителя в городе (ок. 310-313гг. н.э.) и по настоящее время здесь происходят настоящие чудеса.

Интересно, что монастырь, который носит ныне имя Святителя, изначально был посвящен другому Святому, Георгию Победоносцу, не менее почитаемому в среде арабских христиан. И построен он был, конечно, гораздо раньше, т.к. Георгий Победоносец жил раньше Николая Мирликийского. Поэтому, когда будущий архиепископ пришел с паломнической миссией в эти края, монастырь уже существовал. Ночевать Николаю Чудотворцу пришлось в пещере, которую и поныне бережно сохраняют монастырские стражи – монахи.

За время своего существования монастырь неоднократно подвергался разорению. Впервые его разрушили персы, за ними шли арабские нашествия и крестовые походы, разрушение монастырского собора мамлюками (здесь нужно отдать должное мамлюкам: они никогда не разрушали Святыни до конца, ограничиваясь сносом верхних ярусов сооружений и оставляя в сохранности сами Святыни. Например, захоронение Георгия Победоносца в монастыре города Лод имело схожую историю: храм был разрушен, а гробница осталась в неприкосновенности). Турки за 500-летний период своего владычества не давали отстраивать храм, и даже вмешательство упомянутого мной выше Антонина Капустина, приобретшего в Бейт-Джале два участка земли под православные школы, не помогло. Не пощадило город и разрушительное землетрясение, явившее, однако, очередное чудо образа Святого Николая. Когда стихия разрушила храм, под завалами оказался один из работников. Его долго откапывали и обнаружили целехоньким. Он лежал под толстым слоем обломков, наглухо прикрытый от них иконой Чудотворца. И это чудо положило начало удивительным событиям, которые, в дальнейшем, произошли в монастыре в XX веке.

Монастырь получил вторую жизнь с приходом англичан, и к 1931 году новый Николаевский собор вовсю сверкал стенами из розового «вифлеемского мрамора» (так в Израиле называют известняк определенного сорта и цвета). И, казалось бы, ничего не предвещало грядущих катаклизмов. Но в жизнь обители снова вмешались люди. Образование государства Израиль и последующие непрекращающиеся войны между евреями и арабскими странами, наносят постоянный ущерб историко-культурному наследию Ближнего Востока.

Но удивительно, что ни в период Войны за Независимость Израиля, ни в период Шестидневной войны ни одна пуля, ни один снаряд, ни одна бомба не тронули не только монастырских стен, но и всего городка – образ Святого Николая, ловящего и собирающего в мантию бомбы, постоянно сопровождал все вооруженные конфликты. Удивительная ситуация была настолько наглядной и доказательной, что, прослышав об этом, сам Папа Римский в 1967 году передал частицу мощей святителя Николая из города Бари в Николаевский собор Бейт-Джалы.

Ну а мы с вами снова возвращаемся в стародавние времена, в Киевскую Русь, чтобы познакомиться с еще двумя историями чудес, явленных образом Святителя Николая: «Историей Николы и Касьяна» и «Чудом о половце».
Как образ Святого Николая распространился по миру
Настало время узнать, как образ Святого Николая распространился по миру, став неотъемлемой частью всех христианских течений, как его образ связался с детьми, и как он (не без помощи американских индейцев) превратился в рождественского Санта-Клауса.

Как я уже писал ранее, 9 мая стало памятной датой в церковном календаре, знаменуя собой память о перенесении мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари. Введен этот праздник был в 1088 году Папой Урбаном Вторым. Однако, не весь христианский мир присоединился к празднованию этой даты. Восточная Византия (а это Балканы, Греция, Херсонес Таврический, Малая Азия, Армения, Северная Месопотамия, Сирия, Палестина, Синай, Кипр, Египет и Ливия) отказались принимать праздник. Не берусь сказать об этом уверенно, но, вероятно, причиной этого послужили два обстоятельства: первое – раскол христианской церкви, и второе – перенесение мощей Святого Николая в Бари. По всей видимости, Восток, на тот момент уже разделившийся с Западом, не смог простить последнему фактическую кражу мощей Святителя.

А вот на Руси приняли все праздники, в том числен и этот. Только случилось это немного позже (мы обязательно поговорим об этом в следующей публикации).

Учитывая создавшееся положение, образ Святого Николая начинает распространяться по миру в западном направлении. Его принимает весь католический мир, и в период с 11 по 16 век мы можем видеть образ Святого в традициях западного христианства, облаченным в традиционное епископское одеяние.

Еще с 4 века, с первых свидетельств прижизненных чудес Святителя, Николая Чудотворца избрали «своим» моряки и торговцы. Ну, а, поскольку, в силу своей мобильности, они являлись главными «переносчиками» информации по миру, образ Святого сопровождал их во всех путешествиях. Скульптурное изображение Святого Николая нередко устанавливали на нос корабля (кстати, фигуры эти носили название гальюнных, потому что располагались на свесах в носовых частях парусных судов. Сейчас это слово на флоте имеет несколько другое значение).

И вот, однажды, голландские парусные суда пристали к берегам только что открытой Америки, и голландцы основали на берегу свое первое поселение, назвав его Нью-Амстердам (теперь мы его знаем под именем Нью-Йорк).

На берегу их встречали местные жители – американские индейцы, у которых, собственно, и купили земли голландцы за символическую сумму в 24 доллара.

Увидев на носу главного корабля белых (фрегата «Goede Vrove») фигуру Святого Николая, они приняли его за верховное божество пришельцев и захотели узнать его имя. Имя Святого Николая (Saint Nicholas) они произнести не могли, их речевой аппарат не позволял им это. Поэтому, в искаженной индейской транскрипции Святой превратился в Санта-Клауса, который, впоследствии, уже в абсолютно новом облике, превратился в веселого гнома, едущего на оленьей упряжке и раздающего подарки детям.

Но это случилось немного позже. А вообще, история «дружбы» Святого Николая и детей началась в конце 10 века. К тому времени, мир наполнился слухами о чудесных деяниях Святого. В одном из них он помогал бедным девушкам выйти замуж, подбрасывая им по ночам мешочки с золотыми монетами. В другой – выручил несправедливо приговоренных к смертной казни троих жителей Миры. Эта история и послужила дальнейшему сближению образа Николая с детьми.

В 960 году на свет появилось первое музыкальное произведение о житии Святого, в котором намеренно или случайно слово «innocents» (невинные), относящееся к приговоренным к казни жителям, неожиданно заменили на слово «pueri» (дети). Учитывая, что произведение имело в христианском мире огромный успех, с этого и начали в народе сопоставлять образ Святого с детьми. А то, что примерно в это же время в Кельнском соборе стали раздавать детишкам сладости в честь праздника Николы Зимнего, еще более укрепило традицию чествовать Святого, как покровителя детей.

Наступил 16 век – время еще одного потрясения в католицизме, получившего название «реформаторство». Мартин Лютер и его последователи сформулировали новую доктрину католической церкви, давшую начало новой ветви христианства – протестанизму. Тезисы Лютера, направленные на искоренение многочисленных излишеств, принятых в католической церкви, также исключали и Святых. Но укоренившийся в истории образ доброго и великодушного Святого не удалось стереть из народных обычаев, поэтому в протестантском обществе Святой Николай сменил свое традиционное епископское облачение и внешность, превратившись в «Рождественского дедушку», прихода которого с мешками сладостей и другими подарками так ждали дети после окончания Рождественского Поста.

Ну, а американцы окончательно переформировали образ Святого Николая в нынешнего Санта-Клауса. Поэт Климент Мур в 1822 году превратил его в веселого эльфа и наградил оленьей упряжкой, а художник Хаддон Санблом, работавший над рекламой известной фирмы «Сoca-Cola», в 1931 году нарядил его в красный халат, который стал неотъемлемым атрибутом одежды Санты, перекочевав оттуда несколько позднее в образы английских, французских, финских, и, конечно же, русских Дедов Морозов.

Ну, а турки, которым нынче принадлежит Ликийская земля, то ли недопоняли, то ли посмеялись, и в результате на земле города Миры (который нынче зовется Демра) появился памятник Николаю Чудотворцу… в образе Санта-Клауса с мешком на плече.

Популярность Святого настолько завоевала весь мир, что даже в ультраконсервативном Израиле теперь можно встретить на прилавках рождественские открытки с Санта-Клаусом с кипой на голове.

Вот так, с помощью религиозных сказаний, народных преданий и морских путешествий образ Святого Николая распространялся по всему миру.
Чудеса на хуторе близ Диканьки
В основе этого сюжета лежит продолжение истории о клятвах перед образами Святых. Как я уже писал ранее, не было для русского человека ничего страшнее в жизни, чем нарушить клятву, данную перед иконой. В некоторых местностях до сих пор, для придания большей значимости клятве, используют выражение «иконой клянусь», которое имеет хождение в среде верующих людей наравне с выражением «вот тебе крест», являющимся высшим подтверждением правдивости сказанных слов.

В одной из таких отдаленных деревенек, расположенных в Черниговской области, именуемой Диканька, и родился всемирно известный писатель, которого родители нарекли именем Николай.

Крещение новорожденного Николая Васильевича Гоголя проходило в сельской Никольской церкви. Назвали писателя именем Святителя неспроста. Мать его, Мария Ивановна, до рождения Николая Васильевича рожала дважды, но новорожденные детишки умерли сразу после появления на свет. Будучи беременной в третий раз, мать дала обет перед иконой Святого Николая, что в случае рождения сына наречет его именем Чудотворца. Она также слезно попросила местного священника помолиться о здоровье будущего ребенка.

Николай Васильевич Гоголь очень любил вспоминать об этом случае, а, впоследствии, увековечил его в своем замечательном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мало кто знает, что прототипом «голоса за кадром», ведущего повествование в книге, послужил тот самый дьяк той самой сельской Никольской церкви.

Кстати, церковь появилась на этом месте совсем неспроста. В XVII веке в лесочке рядом с селом, на обычном замшелом пне была обретена икона Святого Николая. Согласно Преданию, трижды ее уносили в существующий сельский храм, и трижды она оттуда «сбегала» на место, где ее нашли. Дело разрешилось тем, что Черниговским архиепископом Лазарем во второй половине XVII века было принято решение построить на месте обретения иконы Святителя Николая одноименную церковь. Так и стоит она, изначально - деревянная, а ныне – каменная, укрывая престолом тот самый пень, на котором была обретена икона.

Не миновали храм потрясения XX века. От разрушения его спасло лишь то, что безбожники устроили в ней музей атеизма. Но в 1989 году церковь, наконец-то вернули верующим. А икона Святителя Николая, получившая имя «Диканьская» хранится сейчас в Полтавском краеведческом музее.



© Все права защищены 2019
Контакты
Наши партнеры